Теперь, собственно, к теме темы.
Диаметр сопла определяется по 3 параметрам:
1. скорости судна v0
2. относительной скорости струи vj/v0
3. упору, который равен буксировочному сопротивлению при заданной скорости.
Если с первыми 2 параметрами все понятно, то определение буксировочного сопротивления вызывает наибольшую неопределенность.
Самый простой способ - воспользоваться данными буксировочных испытаний типовых корпусов. Эти данные опубликованы, их нетрудно найти в сети. Например:
http://www.barque.ru/shipbuilding/1974/ ... ding_hulls
В этих данных приведены значения обратного качества от числа Фруда (по водоизмещению). Там есть вариации от типа обводов и др. параметров, но в целом, можно ориентироваться на следующие цифры:
0.16 - для Fr=3.5
0.2 - для Fr=5
Возьмем для конкретики катер водоизмещением 1000 кг. Тогда, буксировочное сопротивление составит:
160 кгс - для Fr=3.5
200 кгс - для Fr=5
Для 1000 кг Fr=1 при скорости 11.28 км/ч, при Fr=5 скорость составит 56.4 км/ч
Для буксировочного сопротивления 200 кгс метелки диаметров сопла будут выглядеть следующим образом:
Из графика видно, что для скорости 56 км/ч и упора 200 кгс диаметры сопла должны быть 136 мм для хорошего ВД и 104 для не очень.
Еще раз обращаю внимание, что диаметр РК насоса здесь вообще никак и ни при каких делах.