Ну раз, пока -не хотите про походы

, подожду благоприятной погоды.
Но, вот, где-то я задал вам вопрос - как переводилось судно на "Задний Ход" ?
Поясню, раз никто не знает.
Никаких ковшей и дуршлагов в устройстве винто-рулевой группы- не было. Во всяком случае- ни на Электросейнере; ни на РТМ- С; ни на Спартаковце; ни на Морском Трамвайчике; ни на Малом Буксире -не было
Был один проект, на котором ходил мой отец- Самоходная , сухогрузная баржа. Забыл как она называется. У неё стоял 3Д6 и подобие водомёта -со створками.
А, вышеперечисленных судах(на которых я лично ходил), ЗХ осуществлялся разными способами.
На электрическом ЗРС- изменением направления электротока в гребном электродвигателе- сами штурмана , в рубке перекладывали "телеграф" "назад" -и электроход шёл назад(как электростеклоподьёмник). В ЦПУ МО -тоже был дублёр -мы(механики) -могли перехватить "власть" и помочь штурманам)))
На Супере был движитель -Винт -ВРШ, телеграфом , при помощи Гидравлики - винт переводился на обратный ШАГ и теплоход -шёл назад. Между прочим -интересный момент: Нейтраль осуществлялась , ясно дело, в каком-то
Долевом положении ШАГа и поэтому не имела какого-то действительно варианта: Скорость равна нулю. Вообщем, частично -в варианте -Джойстика. Похоже на "ковш"(по тенденциям).
Буксир и трамвайчик имел "Тупо" - редуктор.
Не таков был наш герой- Спартаковец!!! Раритет!
Опишу последовательно процесс .
Во -первых- было 2 ДВС! Естественно- 2 телегафа. Была Слуховая, переговорная труба. Это -информационная часть системы ЗХ. То есть телеграф не имеет непосредственного дистанционного воздействия на направление движения судна. Только -визуально-звуковое.
Был Капитан. Который швартовался и это дело -Любил)))

Он был в Белом и Фуражке. Швартовка-ответственное дело! В условиях течения, а, в Волгограде, скажу я вам-очень сильное течение- там сбрасываемое водохранилище.
https://www.youtube.com/watch?v=4cz-gVHmZs4 (хорошая песнь для ответственных людей).
Вообщем , КЭП имел свойство " полетать в мечтах"! Допустим подходит он к пристани Астрахани, но, уж никак -ни к причалу одной из ведущих стран Женевской Конвенции- но. Вид(!)- Хоть в зал заноси.
Анекдот(алаверды доому):
"Капитан с ужасного бодуна просыпается от того, что его тормошит штурман:
— Капитан, капитан! У нас пробоина ниже ватерлинии!
Капитан в ах@е начинает соображать, но получаетя весьма смутно:
— Починить можем?
— Никак нет, капитан!
— Шлюпки на воду!
— Нету шлюпок, капитан!
— Раздать команде и пассажирам спасжилеты!
— Капитан, спасжилет только один! — отвечает штурман и демонстрирует его капитану.
Капитан что-то раздумывает, потом выхватывает спасжилет, спешно надевает и выпрыгивает за борт.
— Капитан! Капитан! Куда вы? Сегодня же первое апреля! Бл@дь, что мы скажем по прибытии?
"Какая на х@й пробоина? Какая в п@здy ватерлиния?" — думал капитан самолета, неумолимо приближаясь к земле..."
Ну, типа.
Ну, вот, на Спартаковце, вообще-то , конечно-было лихо швартоваться, если всё идёт -по ПЛАНУ!
Так как два двс и два телеграфа -Правый Вперёд; Левым Табань; Рулевой- 90 вправо -позволяло -просто на месте разворачиваться направо!
Просто -как Вертушка!
И очень тонко подходить к пристаням: Малый Ход Назад -2 зуба! ; 4 зуба назад!.
Обычно, при подходе к пристани , один двс ставился на задний ход, а один на передний. И так , потихоньку -прилеплялись.
Но, наш Капитан , видимо для лихости-постоянно путал какой куда стоит. И команды следовали(сыпались сверху) непрерывно: левый назад; правый чутка вперёд; левый вперёд!
Правый назад; ОБА- Полный Назад!!!
А, фишка , вот в чём.
Двс переводился на задний ход -переводом газораспределительного механизма на 360 градусов! При помощи- ЛОМА и Мускульной силы! Усилие -заедающее.
В стеснённом пространстве. (почти под лестницей, на уровне пупка). И представьте нас- Юнг , пацаньего возраста. Я справлялся. Толстый -бы -справился-НО. Остальные -не то, что не могли- но, быстродействие, архиважное при швартовке- подводило.
А, ведь нужно было: сидя на лестнице(ведущей в МО ) ,
непрерывно смотреть на телеграф и слушать его(он звенел) и при команде и определении положения стрелки -метнуться к "Уху" -продублировать визуальную команду : Есть полный назад!(поняв, что наверху -кипиш), слететь на пайола , метнуться к пульту управления., убрать газ, поднять ручку управления в нейтраль(остановить ДВС), скакнуть под лестницу, схватить Ломик; вставить его в гнездо горизонтальной тарелки(под выступом двс) и так перебирая 4 раза-перевести заедающий механизм на 360 градусов по Гринвичу. Метнуться ещё раз к Пульту Управления - Ручкой, но, уже-в другую сторону- Запустить ДВС: чух--чух- чухчух. Добавить газу " до команды" -доложить по "уху" на мостик!!!
А, когда манипулируют ДВУМЯ ДВС? А, когда КЭП забывает -куда-какой?
Двс запускалось воздухом. Были ситуации , когда воздуха(давления) не хватало, одновременно работал компрессор(старинный, величиной с полдвс).
Аварий, конечно, не было , но-обильный пот -был.
Снаружи было-вполне прилично: Белый Капитан- Белый теплоход- чепчики летели.
Вот так друзья -Швартовался Спартаковец! Корабль-Герой!